Кто такой ИМ и как его использовать?

Date:
Category:
Интерим-менеджмент
  1. Введение

При дословном переводе Интерим-менеджер, по-английски Interim  Manager, это Временный управляющий – управляющий нанятый на некоторый промежуток времени. Но, чтобы не было ассоциаций с временными управляющими при банкротстве и другими мы будем использовать термин Интерим-менеджер.

Мы будем под Интерим-менеджером понимать приглашаемого самой компанией руководителя высшего (в некоторых случаях среднего) звена на время реализации проекта по произведению изменений в компании.

Далее нам будут полезны несколько замечаний.

Замечание 1: Всех людей можно разделить на две группы. Первая наиболее эффективно работает в стабильной среде, выполняя чётко определённые обязанности, мы их назовём «рутинщики» (в этом слове нет ничего обидного тем более, что к этому типу относится подавляющее большинство людей). Вторая группа начинает «закисать» от рутины, ей нужно что-то создавать, придумывать новое, исследовать, познавать неизвестное – эту группу мы назовём «креативщики» (на самом деле иметь такого человека в чётко отлаженной системе – это большая проблемы, но, к счастью, таким меньшинство).

Замечание2: Отличие консультантов от Интерим-менеджеров. Консультанты и консалтинговые компании ведут проекты по диагностике предприятий, выработки рекомендаций и , может быть, разработки программы их реализации и поддержки в процессе реализации этой программы. То есть консультанты всегда находятся сбоку, а кто-то в самой компании должен руководить реализацией, разработанного консалтинговой компанией плана изменений. И если в самой компании такого человека среди менеджеров высшего звена нет (а ему ещё хорошо бы быть «креативщиком»), то возникает некоторая проблема… Вот тут-то и становится ясно место Интерим-менеджера – это тот, кто руководит процессом осуществления изменений в компании, занимаю соответствующую для этого должность на время выполнения проекта. Таким образом Интерим-менеджер может быть консультантом и в небольших проектах так и есть, он сам разрабатывает план изменений и сам руководит его реализацией, неся за это ответственность. А вот консультант Интерим-менеджеров быть не может…

Замечания 3: «Не боги горшки обжигают». Интерим-менеджеры – не волшебники! И это надо твёрдо запомнить прежде че к ним обращаться. Он не могут сделать невозможное или чудо. Это просто высококвалифицированные специалисты с большим опытом. Да это сочетание в некоторых случаях может давать результат со стороны, кажущийся чудом, но это не большее чудо, чем чудесная амфора выполненная большим мастером своего дела.

  1. Какие задачи можно решать привлечением ИМ?

Интерим-менеджер приглашается в организацию для проведения в ней некоторых изменений, когда в самой организации нет человека необходимой квалификации и подготовки, способного провести из с должным качеством и в нужные сроки.

В статьях приводятся типы проектов, в которых использование Интерим-менеджеров считается наиболее эффективным. Например, в статье “«Почасовой» менеджмент: развенчиваем мифы”. Вот эти проекты и соответственно «типы» Интерим-менеджеров:

  1. «Прогрессоры»
  2. Терапевты
  3. «Подменьщики»
  4. Чистильщики
  5. Дизайнеры
  6. Могильщики

Как мы видим, все кроме «подменьщика», выполняют некоторый проект по проведению изменений в организации.

Частое «сваливание» на Интерим-менеджера весь процесс, начиная с диагностики, через выработку рекомендаций и завершая разработкой плана проекта – это наверно некоторое преувеличение и применимо только в ограниченном случае небольших проектов. Для средних и, тем более больших, проектов нужна команда. Куда должны входить представители организации (заказчика), консалтинговая компания (а может быть и нескольких по разным направлениям работы) и Интерим-менеджер. В идеале привлекать Интерим-менеджера в команду лучше всего на самой ранней стадии, ещё не как руководителя, а как консультанта, который в дальнейшем возьмёт на себя труд реализации того, что выработает команда.

Примеры проектов, где стоит использовать Интерим-менеджера:

  1. Создание нового направления деятельности в бизнесе
  2. Создание нового подразделения в компании
  3. Серьёзная реструктуризация в подразделении/компании
  4. Внедрение новой технологии работы
    1. Внедрение системы бюджетирования
    2. Внедрение Системы менеджмента качества (СМК)
    3. Внедрение новых информационных технологий, затрагивающих большую часть компании
    4. Внедрение CRM и т.п.
  5. Проекты слияния/поглощения
  6. Повышение эффективности работы подразделения/компании
  7. Проекты «подхвата» при неожиданном увольнении ключевого руководителя.
  8. Переход стартапа (StartUp) к регулярному менеджменту
  9. Помочь подобрать и ввести в курс дела штатного руководителя без спешки и суеты
  1. Чем ИМ отличается от остальных менеджеров компании

Работу интерим-менеджера можно назвать «стрелять из пушки по воробьям». Одна из отличительных особенностей интерим-менеджера является та, что он, как правило, более квалифицированный специалист, чем требуется в конкретной ситуации. Именно за счёт этого от него получается белее масштабная отдача. Поэтому его нанимают на ограниченное время, расходы на его оплату превышают (иногда значительно) оплату «нормального» менеджера на данном месте. Т.е. мы получаем более компетентного и опытного руководителя, чем это требуется в «нормальной ситуации, как следствие более дорого и поэтому можем использовать его только ограниченное время.

Менеджеры компании в подавляющем большинстве это «рутинщики», которые должны эффективно работать в стабильных нормальных условиях работы по чётко определённым правилам и регламентирующим документам.

Интерим-менеджер – это «креативщик», который умеет работать в экстремальных ситуациях, когда нет чётких правил или старые правила перестали работать. Он должен построить нормальную систему, сформулировать новые правила работы (возможно документировать их). Помочь подобрать на своё место штатного руководителя, ввести его в курс дела, передать ему правила работы и помочь влиться в коллектив.

  1. Кто такой ИМ?

Интерим-менеджер — это «взрослый» руководитель в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий необходимое образование, опыт работы на различных должностях от начальника отдела до руководителя компании (члена сове директоров, президента, вице-президента и т.п.). Имеющий опыт реализации соответствующих проектов. Владеющий технологией проектного управления. Имеющий знания по следующим секторам управления бизнесом: общее управление (General Management), финансовое управление (Financial Management), управление персоналом (Human Resource Management), управление маркетингом (Marketing Management), управление коммерческой деятельностью (Commerce Management), управление инфраструктурой (Infrastructure Management), общие вопросы управления производством (Production Management). Применять все имеющиеся знания адекватно масштабам задачи и организации.

Владеть как «водопадной» (классической) так и итерационными (Agile и т.п.) методами управления проектами.

Иметь необходимый психологический опыт.

  1. Заключение

Предусмотрительным руководителям следует начинать поиск интерим-менеджера(ов) задолго до того, как в нём возникла острая необходимость. Для этого необходимо потратить время и отобрать 3-4 кандидата, познакомиться с ними, возможно заключить некоторое соглашение о возможности оперативно привлечь их. Использовать их как консультантов для проверки планируемых к принятию решений и их компетенции (два плюса сразу). Тогда, когда неожиданно у Вас возникнет потребность в услугах интерим-менеджера у вас уже будет несколько кандидатов, и возможно кто-то из них будет срочно доступен для привлечения.

Адекватное понимание того – что такое интерим-менеджер, как его эффективно использовать и чего от него можно ждать – залог выхода из любой сложной ситуации с минимальными потерями, а возможно и с прибылью. Но готовиться к такой ситуации лучше заранее.